АҚСУ ҚАЛАСЫ
Жаяу Мұса атындағы колледжі

КГКП «Аксуский колледж имени Жаяу Мусы» является многопрофильным региональным образовательным учреждением Павлодарской области, объединивший в 1997 году три самостоятельных учебных заведения: культурно-просветительное училище (год основания – 1966), техникум физической культуры (год основания – 1969), энергетический техникум (год основания – 1985). В 2013 году к учебному заведению присоединен Аксуский колледж № 3. Колледж вобрал в себя лучшее из того передового опыта, который десятилетиями помогал педагогам города готовить блестящие профессиональные кадры в сфере культуры, физкультуры и спорта, энергетики.

Одним из приоритетных направлений развития Аксуского колледжа имени Жаяу Мусы является формирование устойчивой взаимосвязи образования с производством, направленной на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики конкретных работодателей, обеспечение связи обучения учащихся с предприятиями, организациями и учреждениями, на которых им предстоит работать. Это реализуется в рамках партнерского сотрудничества между системой образования (колледж) и сферой труда (предприятия, организации и учреждения)

Реализуя современные задачи подготовки кадров, Аксуский колледж с каждым годом расширяет и укрепляет сотрудничество с работодателями. Много лет учебное заведение связывают тесные партнерские связи с  АО «Евроазиатская энергетическая корпорация».

Система социального партнёрства, реализуемая в Аксуском колледже имени Жаяу Мусы, является составной частью программы развития учебного заведения. Социальное партнёрство в нашем колледже развивается по следующим направлениям:

- совершенствование содержания и организации учебного процесса, контроль качества образования через привлечение социальных партнеров к формированию стратегии развития колледжа, рецензированию учебно-программной документации, к работе в государственных аттестационных комиссиях;

-         предоставление социальными партнерами современной технологической базы для практического обучения учащихся;

-         организация содействия трудоустройству выпускников;

-         заключение и реализация договоров о подготовке специалистов;

-         привлечение к преподаванию в колледже специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства;

-         материально-техническое обеспечение процесса обучения, привлечение дополнительных финансовых средств работодателей для развития учреждения, совершенствования образовательного процесса, оплата за обучение  и т.д.;

- подготовка специалистов для предприятий;

- повышение квалификации педагогических работников колледжа

- внедрение дуальной системы обучения

Количество заключенных договоров составило: в 2015- 2016 г.-165; в 2016-2017 г. – 146; в 2017-2018 г. – на 01.02. 2018 г. составляет 100. В том числе в рамках дуального обучения соответственно 5; 9; 16.

Оказано содействие в материально-техническом оснащении учебных заведений:  в 2015- 2016 г.-  4 млн. тенге; в 2016-2017 г. – 10,600 млн. тенге.

Оказано содействие в обучении  за счет средств компании: в 2015- 2016 г.-  7 человек на сумму 840 тыс тенге ; в 2016-2017 г. – 6 чел на сумму 860 тыс.тенге; в 2017-2018 г. – 2 чел. на сумму 340 тыс. тенге.

В течение трех лет учащийся по специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение» Зевахин Р.О. является обладателем стипендии от профкома АО «ЕЭК» в размере 244 тыс. тенге в год.

Ежегодно преподаватели и мастера производственного обучения,  проходят  стажировку на градообразующих предприятиях города. Количественно за последние три года: в 2015- 2016 г.-4; в 2016-2017 г. – 4; в 2017-2018 г. – 4 в рамках дуально-модульной системы по специальностям: 0901000 «Электрооборудование электрических станций и сетей»; 0906000 «Теплоэнергетические установки ТЭС»;  1114000 «Сварочное дело».

В 2015-2016 учебном году 526 учащихся прошли производственную практику на 120 предприятиях города, области и районов, из них 32 учащихся прошли оплачиваемую практику и 30 выпускника трудоустроились на местах прохождения практики.

В 2016-2017 учебном году 556 учащихся прошли производственную практику на 123 предприятиях города, области и районов, из них 41 учащихся прошли оплачиваемую практику и 30 выпускника трудоустроились на местах прохождения практики.

В 2017-2018 учебном году 550 учащихся пройдут производственную практику на 130 предприятиях города, области и районов, из них 22 учащихся проходят оплачиваемую практику по программе « Серпин -2050»

Выпуск в 2015-2016 учебном году составил 247 чел., из них трудоустроены 181 чел., заняты – 66 чел. Процент трудоустройства составил – 73%, занятость – 100 %.

Выпуск в 2016-2017 учебном году составил 271 чел., из них трудоустроены 205 чел., заняты – 66 чел. Процент трудоустройства составил – 75,6 %, занятость – 100 %.

Выпуск в 2017-2018 учебном году составит 238 чел.

  1. Модель подготовки кадров по дуальной форме обучения

 

Практико-ориентированная (дуальная) модель подготовки специалистов в КГКП «Аксуский колледж имени Жаяу Мусы» характеризуется как образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционной образовательной организации. Эта форма возможна только при реализации механизма социального партнерства. Рассматривая наставничество – как форму обучения на рабочем месте, упор в которой делается на практические навыки, направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций обучающегося, следовательно, обеспечивает освоения выпускниками профессиональны образовательных организаций необходимых компетенций для работы на конкретном предприятии. Практика применения элементов дуальной модели подготовки квалифицированных специалистов для предприятий города Аксу начата колледжем с 2010 года.

К внутренним документам, регламентирующие дуальное обучение относятся групповые и индивидуальные договоры, трехсторонние договоры, а также экспериментальная учебная программа по дуальному обучению по специальности 0901000 «Электрооборудование электрических станций и сетей (по видам)» (документы прилагаются).

  1. Механизм реализации дуального обучения в колледже

Внедрение дуальной системы обучения в Аксуском колледже имени Жаяу Мусы начато с 2010 года.

В соответствии с меморандумом о сотрудничестве между Павлодарской областью и Центром курсовой и профессиональной подготовки и обучения округа Рогаланд (Норвегия) на базе колледжа создана экспериментальная площадка по внедрению норвежской модели подготовки кадров по специальности «Металлургия черных металлов». В рамках этого проекта в мае 2010 года Аксуским колледжем имени Жаяу Мусы и Аксуским заводом ферросплавов подписана долгосрочная программа о взаимопонимании и стратегическом сотрудничестве. В феврале и июне 2012  года на базе колледжа проводились рабочие совещания с ведущими специалистами Аксуского завода ферросплавов, где были намечены пути реализации этой программы: учитывая взаимный интерес предприятия и колледжа  назначить менеджеров (руководителей) проекта, как со стороны колледжа, так и со стороны предприятия; в целях безопасности труда были организован на базе колледжа инструктаж по новым системам безопасности в пределах 40 часов; рассмотрена  возможность прохождения учащимися производственной практики в режиме 4 полных рабочих дня на производстве и 1 методический день  в колледже; возможность оплачиваемой производственной практики учащихся.

В 2014 году достигнута возможность внедрения дуальной системы обучения по специальности «Теплоэнергетические установки ТЭС» на АО «ЕЭК».  29 января 2014 года в Аксуском колледже имени Жаяу Мусы прошла презентация Проекта «Внедрение дуальной системы образования» с приглашением начальника УЧР и ОР АО «ЕЭК» Носовым А.Н. и ведущим специалистом Мусиной Л.С.  За круглым столом представителями АО «ЕЭК» и администрацией колледжа были обсуждены вопросы освоения дуальной системы образования, дальнейшего совершенствования сотрудничества в области повышения качества профессионального обучения, организации и проведения стажировок для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения колледжа в целях успешной реализации Плана институционального развития и многие другие.  С 3 февраля 2014 г. началась успешная реализация этого проекта. Учащиеся третьего и четвертого курса специальности «Теплоэнергетические установки тепловых электрических станций» имели возможность проходить оплачиваемую учебно-производственную, технологическую и преддипломную практику на рабочих местах на АО «ЕЭК» в качестве учеников ремонтных бригад. Предприятие положительно рассмотрело вопрос о трудоустройстве лучших практикантов: Есенбек А., Письмиленов Н., Габбасов Г. и другие. Проект был рассчитан на полную реализацию в июне 2015 г.

По согласованию сторон в августе 2015 года состоялось заключение соглашения о продолжении данного опыта работы по  специальностям: 0901000 «Электрооборудование электрических станций и сетей» и 0906000 «Теплоэнергетические установки ТЭС».

В сентябре 2015-2016 учебного года в колледже состоялась встреча представителей АО «ЕЭК» и администрации колледжа по вопросу перспективы развития дуального обучения на ближайшие три года.

С 11 апреля 2016 г. 14 учащихся специальности 0906000 «Теплоэнергетические установки тепловых электрических станций» приступили к учебно-производственной практике по дуальной системе обучения с предоставлением рабочих мест на следующих предприятиях: АО «ЕЭК» - 10 чел., Потребительский кооператив собственников квартир «Камкор» - 2 чел., ТОО «KZ Құрылыс НТ» - 1 чел., КСК «Заря-Аксу» - 1 чел.

Работу по реализации дуального обучения в колледже решено продолжить с учетом специальности 0901000 Электрооборудование электрических станций и сетей (по видам) по программе «Серпин -2050». Для учащихся группы Э-21 29 апреля была организована производственная ознакомительная экскурсия на АО «ЕЭК», которая была широко освещена по телевидению канал «Павлодар Казахстан» 11 мая 2016 г.

28 февраля 2017 года  КГКП «Аксуский колледж имени Жаяу Мусы» в лице заместителя директора по учебно-производственной работа Яцкевич Татьяны Владимировны и учащихся  Андреевой Ольги, Оразалы Саята и Холмова Михаила,  принял активное участие в проведение Областного Круглого стола по направлению «Реализация дуальной формы обучения: результаты и проблемы» в  Павлодарском  химико-механическом колледже.

Учащиеся колледжа предоставили презентацию и поделились личным опытом по дуальной системе обучения по специальностям: «Теплоэнергетические установки тепловых электрических станций» и «Электрооборудование электрических станций и сетей». Кроме того, учащиеся нашего колледжа предложили обобщать опыт дуального обучения не только в области, но и выйти с предложением в целом по Республике Казахстан и зарубежья.

В целом охват обучающихся в рамках дуального обучения на начало 2016 - 2017 учебного года составил 143 человек, из них 93 учащихся по бюджету. В отрасли энергетики охват дуальным обучением составил – 89 учащихся; в области транспорта – 24 учащихся; в области строительства – 10; сервиса – 15; связь – 5. На конец года дуальное обучение охватило 153 чел. (строительство -10;  сервис – 16; энергетика – 104; связь – 5; транспорт – 18).

На начало 2017 - 2018 учебного года составил 157 человек, из них 156 учащихся по бюджету. В отрасли энергетики охват дуальным обучением составил – 117 учащихся; в области транспорта – 24 учащихся; в области сервиса – 15; связь – 1.

Для детального изучения технологических процессов производства в период дуального обучения обучающиеся разбиваются по звеньям, за которыми закрепляются наставники из числа высококвалифицированных специалистов, составляется график перемещения их по рабочим местам. Ребятам представляется возможность работать на высокотехнологическом оборудовании, применять передовые технологии, что способствует освоению профессиональных компетенций и навыков. Оценка качества освоенных компетенций осуществляется коллегиально с участием наставников предприятия.

Лучшие обучающиеся получают возможность 100% трудоустройства на АО «ЕЭК».

Представители АО «ЕЭК» и АЗФ, филиал АО «ТНК «Казхром» являются почетными гостями на всех внутриколледжных  мероприятия и активно принимают участие в формировании кадрового потенциала колледжа.

Оценка и контроль качества подготовки осуществляется взаимно специалистами колледжа и предприятий: промежуточная аттестация, проведение квалификационных экзаменов на подтверждение и получение соответствующей профессиональной квалификации; участие в работе Государственной аттестационной комиссии.

  1. Ключевые факторы успеха реализации дуального обучения

Большой плюс дуальной системы обучения заключается в том, что  дуальная учеба стабильно оплачивается, по окончании обучения практически имеется трудовой договор и неплохие шансы продвижения по карьерной лестнице. Многим молодым людям важна гарантия дальнейшего трудоустройства, которую и дает дуальная система образования. Предприятия, организации и учреждения, поддерживающие систему дуального обучения, инвестируют в собственное будущее. Будущим работодателям партнерство с учебными заведениями тоже выгодно, потому что они получают гарантию, что выпускники начнут свою трудовую деятельность именно у них.

На предприятии целенаправленная работа по развитию необходимых навыков и ответственности, начинается с первых дней. Изучив особенности производства, попробовав все своими руками и сдав квалификационные и другие экзамены, выпускники нашего колледжа приступают к выполнению профессиональных обязанностей на тех же предприятиях, организациях и учреждениях, в которых обучались. Дуальная система обеспечивает им спокойное и безболезненное вхождение во взрослую трудовую жизнь, а также достойное существование. И на рабочем месте они чувствуют себя уверенно, так как владеют необходимыми компетенциями.

Заместитель руководителя

по учебно-производственной работе                                   Яцкевич Т.В.

Аналитика сайта

  • 1
    Сегодня
  • 8
    Вчера
  • 1175
    Неделя
  • 3170
    Месяц
  • 5612
    За все время