АҚСУ ҚАЛАСЫ
Жаяу Мұса атындағы колледжі

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению лабораторных работ

по предмету «Объектно-ориентированное программирование»

специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение»

Преподаватель: Остринская А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аксу, 2018

Методические указания составила: преподавательспециальных дисциплин специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение Остринская А.Н.

Методическое пособие создано для использования преподавателями и учащимися специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение» в технических и  профессиональных учебных заведениях при выполнении лабораторных работ по предмету «Объектно-ориентированное программирование».

Одобрен цикловой методической комиссией_спецдисциплин энергетического отделения

Протокол № ____1_____ “__29__”___августа _________ 2018 г

Председатель цикловой методической комиссии ______Исаханова Ж.Г.

 

 

Методист колледжа: ______________Д.И.Адильжанова

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.      

Введение

2.      

Лабораторные работы №1-30

3.      

Заключение

4.      

Использованная литература

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплины «Основы объектно-ориентированного программирования» предусматривает изучение языков программирования для современных ПК, при подготовке специалистов 1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение».

В соответствии с квалификационной характеристикой специалист в области программирования для ЭВМ и автоматизированных систем должен уметь разрабатывать алгоритмы и программы для решения различных задач на языках программирования.

Программа курса «Основы объектно-ориентированного программирования» состоит из 5-и разделов и предусматривает проведение 30 лабораторных работ.

Раздел 1. Основы программирования на языке С++

Раздел 2 Объектно-ориентированное программирование

Раздел 3 Разработка приложений в BorlandC++ Builder

Раздел 4 Работа с базами данных в BorlandC++ Builder

Раздел 5 Основы программирования на языке Java

Лабораторные работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы профессионального образования и эффективной формой профессиональной подготовки квалифицированных кадров технического и обслуживающего труда к профессиональной деятельности.

Лабораторные работы  направлены на подготовку обучающихся к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных компетенций, умений и навыков по избранной специальности.

Пособие можно использовать на уроках, а также для работы учащихся дома.


 

Лабораторная работа№1

Тема: Создание простых программ на линейный алгоритм

Цель: Научится создавать простые программы на языке С++

Задание для самостоятельной подготовки

  1. Изучить:
  • Типы данных
  • Операции. Выражения
  • Работав консольном режиме С++
  1. Выявить все переменные и их типы для решения задачи
  2. Разработать алгоритм решения в соответствии с заданием

Задание к работе:

  1. Составить программу в соответствии с вариантом, указанным в таблице:

Вариант задания

Задание

  1.  

А) Составить программу для пересчета веса из фунтов в килограммы

          (один фунт равен 4,095 кг).

Б) Составить программу для вычисления объема поверхности шара: V=3/4 πr3

  1.  

А) Составить программу для вычисления площади прямоугольника.

Б) Составить программу для пересчета температуры из шкалы Цельсия в шкалу Фаренгейта ( 0F = 0C*1,8+32).

  1.  

А) Составить программу для пересчета расстояния из мили в километры

       (один км = 1,6 мили).

Б) Составить программу для вычисления площади треугольника: s = ah/2, где а – длина основания треугольника, h – его высота.

  1.  

А) Составить программу для пересчета расстояния из километров в версты (одна верста равна 1,0668 км).

Б) Составить программу для вычисления площади трапеции: s = (a + b / 2)*h, a и b – длины оснований, h – высота трапеции.

  1.  

А) Составить программу для вычисления площади круга: S=πr2

Б) Составить программу для вычисления тока по известным значениям напряжения и сопротивления электрической цепи

  1.  

А) Составить программу для вычисления площади поверхности цилиндра: S=2πr(h+r).

Б) Составить программу для вычисления сопротивления электрической цепи по известным значениям напряжения и силы тока.

  1.  

А) Составить программу для вычисления объёма цилиндра: V=πr2h.

Б) Составить программу для вычисления сопротивления электрической цепи, состоящей из двух параллельно соединенных резисторов:

  1.  

А) Составить программу для вычисления объема поверхности шара: V=3/4 πr3

Б) Составить программу для вычисления стоимости покупки некоторого количества (по весу) помидоров

  1.  

А) Составить программу для пересчета сопротивления электрической цепи из омов в килоомы.

Б) Составить программу для вычисления стоимости покупки нескольких тетрадей, карандашей и линейки

  1.  

А) Составить программу для вычисления значения функции

y = -2,7x3 + 0,23x2 – 1,4.

Б) Составить программу для пересчета байтов в биты.

  1. Оформить лабораторную работу на листах А4 по следующим пунктам:
  • Тема лабораторной работы;
  • Цель лабораторной работы;
  • Задание, соответствующее варианту;
  • Переменные и их типы в соответствии с заданием;
  • Алгоритм решения в соответствии с заданием;
  • Блок-схема решения в соответствии с заданием;
  • Вывод.

Контрольные вопросы

  1. Какие типы переменных Вы знаете? Перечислите их.
  2. Назовите операторы ввода-вывода.
  3. Дайте определение понятию идентификатора

Лабораторная работа № 2

Тема: Программирование разветвление, множественного выбора.

 

Цель работы: овладение навыками программирования для задач разветвляющей структуры.

Задание для самостоятельной подготовки

  1. Изучить:
  • Что такое алгоритм, типы структур алгоритмов
  • Алгоритм разветвляющей структуры
  • Операторы разветвления и множественного выбора
  1. Выявить все переменные и их типы для решения задачи
  2. Разработать алгоритм решения в соответствии с заданием

Задание к работе:

  1. Составить программу в соответствии с вариантом, указанным в таблице:

Вариант задания

Задание

  1.  

А) Составить программу, которая вычисляет оптимальный вес пользователя, сравнивает его с реальным и выдает рекомендацию о необходимости поправиться или похудеть. Оптимальный вес вычисляется по формуле: рост (в сантиметрах) - 100.

Б) Составить программу определения стоимости разговора по телефону с учетом скидки 20%, предоставляемой по субботам и воскресеньям (день недели вводить цифрой, т.е. 1 – понедельник и т.д.).

  1.  

А) Составить программу, которая проверяет, делится ли на три целое число, введенное с клавиатуры.

Б) Составить программу, которая выводит пример на вычисление (в пределах 100), запрашивает ответ пользователя, проверяет его и выводит сообщение "Правильно!" или "Вы ошиблись" и правильный результат

  1.  

А) Составить программу, которая проверяет, является ли четным введенное пользователем целое число.

Б) Составить программу, которая выводит пример на умножение двух однозначных чисел, запрашивает ответ пользователя, проверяет его и выводит сообщение "Правильно!" или "Вы ошиблись" и правильный результат.

  1.  

А) Составить программу, которая сравнивает два числа, введенных с клавиатуры. Программа должна указать, какое число больше, или, если числа равны, вывести соответствующее сообщение.

Б) Составить программу проверки знания математики. Программа должна вывести вопрос и три варианта ответа. Пользователь должен выбрать правильный ответ и ввести его номер.

  1.  

А) Составить программу проверки знания даты начала второй мировой войны. В случае неверного ответа должны выводить правильный ответ (1939 год).

Б) Составить программу вычисления стоимости покупки с учетом скидки. Скидка в 3 % предоставляется в том случае, если сумма покупки больше 500 руб., в 5 % -если сумма больше 1000 руб.

  1.  

А) Составить программу проверки знания даты основания Санкт-Петербурга. В случае неверного ответа пользователя программа должна выводить правильный ответ (Санкт-Петербург основан в 1703 году).

Б) Составить программу вычисления стоимости покупки с учетом скидки. Скидка в 3 % предоставляется  в том случае, если  сумма покупки больше 1000 руб

  1.  

А) Составить программу решения квадратного уравнения. Программа должна проверять правильность исходных данных и в случае, когда коэффициент при второй степени неизвестного равен нулю, вводить соответствующее сообщение об ошибке

Б) Написать программу проверки знания истории. Программа должна вывести вопрос и три варианта ответа, а пользователь — выбрать правильный ответ и вывести его номер.

  1.  

А) Составить программу вычисления сопротивления электрической цепи, состоящей из двух сопротивлений. Сопротивления могут быть соединены последовательно или параллельно.

Б) Составить программу, с помощью которой вычисляется частное от деления двух чисел. Должна проверяться правильность введенных пользователем данных и, если они неверные (делитель равен нулю), выдавать сообщение об ошибке.

  1.  

А) Составить программу, которая проверяет, делится ли на пять целое число, введенное с клавиатуры.

Б) Написать программу, которая вычисляет оптимальный вес пользователя, сравнивает его с реальным и выдает рекомендацию о необходимости поправиться или похудеть. Оптимальный вес вычисляется по формуле: рост (в сантиметрах) - 100.

  1.  

А) Составить программу проверки знания даты начала второй мировой войны. В случае неверного ответа должны выводить правильный ответ (1939 год).

Б) Написать программу проверки знания истории. Программа должна вывести вопрос и три варианта ответа, а пользователь — выбрать правильный ответ и вывести его номер.

  1. Оформить лабораторную работу на листах А4 по следующим пунктам:
  • Тема лабораторной работы;
  • Цель лабораторной работы;
  • Задание, соответствующее варианту;
  • Переменные и их типы в соответствии с заданием;
  • Алгоритм решения в соответствии с заданием;
  • Листинг решения в соответствии с заданием;
  • Вывод.

Контрольные вопросы

  1. Что такое разветвляющий вычислительный процесс?
  2. Назовите отличительные особенности операции условия в сравнении с условным оператором
  3. Для решения каких задач удобно применять оператор switch?
  4. Какие формы записи имеет условный оператор if?

Лабораторная работа № 3

Тема: Программирование циклов while, for, do…while.

Цель работы: овладение практическими навыками разработки и программирования циклической структуры, получение дальнейших навыков по отладке и тестированию программы.

 

Задание для самостоятельной подготовки

  1. Изучить:
  • Организацию циклов с помощью инструкции FOR
  • Возможности языка программирования для реализации вычислительных процессов циклической структуры с известным числом повторений в цикле
  • Организацию циклов с помощью инструкций WHILE и REPEAT
  • Возможности языка программирования для реализации вычислительных процессов циклической структуры с неизвестным числом повторений в цикле
  • Организацию итерационных циклов
  1. Разработать алгоритм решения в соответствии с заданием
  2. Составить программу решения задачи
  3. Подготовить тесты (число тестов равно числу ветвей вычислительного процесса) для проверки правильности функционирования программы.

Задание к работе:

  1. 1. Выполнить на ЭВМ программу в соответствии с вариантом, указанным в таблице:

Вариант

Задание

  1.  

Написать программу, которая выводит таблицу квадратов первых десяти целых положительных чисел.

  1.  

Написать программу, которая выводит сумму первых N целых положительных целых чисел. Количество суммируемых чисел должно вводиться с клавиатуры. Результат необходимо вывести на экран.

  1.  

Написать программу, которая выводит таблицу степеней двойки (от нулевой до десятой).

  1.  

Написать программу, которая вычисляет факториал числа, введенного с клавиатуры. Факториал числа N называется произведение целых чисел от 1 до N. Например,  факториал 1! = 1 а, 8!=40320.

  1.  

Написать программу, которая выводит 10 случайных чисел в диапазоне от 1 до 10, выводит эти числа на экран и вычисляет их среднее арифметическое.

  1.  

Написать программу, которая выводит на экран таблицу умножения, например, на 7. Цифру, на которую выводите таблицу умножения необходимо ввести в начале программы с клавиатуры.

  1.  

Напишите программу, которая выводит на экран изображение шахматной доски. Четные клетки отображать "звездочкой", белые пробелом.

  1.  

Написать программу, которая преобразует введенное пользователем десятичное в двоичное.

  1.  

Написать программу, которая выводит таблицу квадратов первых пяти целых положительных нечетных чисел.

  1.  

Написать программу, которая вычисляет сумму первых N членов ряда 1, 3, 5, 7, … Количество суммируемых членов ряда вводятся с клавиатуры.  Результат необходимо вывести на экран.

  1. 2. Проверить правильность ввода программы и при необходимости скорректировать ее.
  2. 3. Оформить лабораторную работу на листах А4 по следующим пунктам:
  • Тема лабораторной работы;
  • Цель лабораторной работы;
  • Задание, соответствующее варианту;
  • Алгоритм решения в соответствии с заданием;
  • Описание работы программы;
  • Листинг программы;
  • Вывод.

Контрольные вопросы

  1. Указать последовательность действий, выполняемых при организации циклических участков программы с заданным числом повторений.
  2. Указать назначение и правила организации циклов
  3. Указать последовательность действий, выполняемых при организации циклических участков программы с неизвестным числом повторений.
  4. Указать назначение и правила организации циклов
  5. Что такое итерационный циклический процесс? Его отличия от цикла с заданным числом повторений.
  6. Каково условие выхода из цикла при вычислении значения суммы бесконечного ряда?

Дополнительное задание

Вариант

Сумма членов ряда

Значение

Точн.вычис.

1.       

S =

0,20

10-5

2.       

S =

0,10

0,5*10-4

3.       

S =

0,12

10-4

4.       

S =

0,7

10-4

5.       

S = 4 ( )

p

10-4

6.       

S =

1,5

0,5*10-3

7.       

S =

1,7

10-3

8.       

S =

0,75

0,5*10-3

9.       

S =

0,20

10-4

10.   

S =

0,30

10-5

Лабораторная работа № 4

Тема: Составление программ с использованием одномерных и многомерных массивов.

Цель работы: овладение практическими навыками разработки и программирования с использованием массивов, получение дальнейших навыков по отладке и тестированию программы.

 

Задание для самостоятельной подготовки

  1. Изучить:
    • способы описания размеров массивов на языке Паскаль;
    • способы ввода и вывода массивов;
  • реализацию на языке Паскаль приемов накопления суммы или произведения, запоминания результатов, нахождения наибольшего и наименьшего правила организации вложенного цикла с учетом порядка перебора элементов матрицы;
  • правила использования приемов программирования в структурах с вложенными циклами;
  • способы ввода и вывода двумерных массивов.
  1. Разработать алгоритм решения в соответствии с заданием
  2. Составить программу решения задачи
  3. Подготовить тесты (число тестов равно числу ветвей вычислительного процесса) для проверки правильности функционирования программы.

Задание к работе:

  1. 1. Выполнить на ЭВМ программу в соответствии с вариантом, указанным в таблице:

Вариант задания

Массив

Действия

Условия и ограничения

  1.  

X (100)

Вычислить сумму и количество элементов массива Х

-

  1.  

A (80)

Вычислить среднее арифметическое значение элемента массива А

A (i) > 0

  1.  

B (50)

Определить максимальный элемент массива В и его порядковый номер

В (i) > 0

  1.  

C (40)

Определить минимальный элемент массива С и его порядковый номер

С (i) < 0

  1.  

D (80)

Найти максимальный и минимальный элементы массива

-

  1.  

Z (30)

Расположить в массиве R сначала положительные, а затем отрицательные элементы массива Z

-

  1.  

N (50)

Определить сумму элементов массива N, кратных трем

N – целые числа

  1.  

X (n)

Вычислить сумму и количество элементов массива Х

X (i) > 0, N<30

  1.  

A (n)

Переписать в массив Y положительные элементы массива А

А (i) > 0, N<40

  1.  

X (n)

Переписать в массив Y положительные и в массив Z отрицательные элементы массива Х

N<40

  1. 2. Проверить правильность ввода программы и при необходимости скорректировать ее.
  2. 3. Оформить лабораторную работу на листах А4 по следующим пунктам:
  • Тема лабораторной работы;
  • Цель лабораторной работы;
  • Задание, соответствующее варианту;
  • Алгоритм решения в соответствии с заданием;
  • Описание работы программы;
  • Листинг программы;
  • Вывод.

Контрольные вопросы

  1. Указать основные правила организации вложенных циклов.
  2. Указать способы выхода из внутреннего цикла.
  3. Как описать двумерный массив?
  4. Как организовать вывод матрицы в общепринятом виде?
  5. Как организовать ввод матрицы размером N х M элементов?

 


 

Лабораторная работа № 5

Тема: Составление программ с использованием одномерных и многомерных массивов и указателей.

Цель работы: овладение практическими навыками разработки и программирования с использованием массивов, получение дальнейших навыков по отладке и тестированию программы.

Задание для самостоятельной подготовки

  1. Изучить:
    • способы описания размеров массивов на языке Паскаль;
    • способы ввода и вывода массивов;
  • реализацию на языке С++ приемов накопления суммы или произведения, запоминания результатов, нахождения наибольшего и наименьшего правила организации вложенного цикла с учетом порядка перебора элементов матрицы;
  • правила использования приемов программирования в структурах с вложенными циклами;
  • способы ввода и вывода двумерных массивов.
  1. Разработать алгоритм решения в соответствии с заданием
  2. Составить программу решения задачи
  3. Подготовить тесты (число тестов равно числу ветвей вычислительного процесса) для проверки правильности функционирования программы.

Задание к работе:

  1. 1. Выполнить на ЭВМ программу в соответствии с вариантом, указанным в таблице:

Вариант задания

Массив

Действия

Условия и ограничения

  1.  

А(10,15)

Вычислить и запомнить сумму и число положительных элементов каждого столбца матрицы. Результаты отпечатать в виде строки

-

  1.  

A(20,15)

Вычислить и запомнить сумму и число положительных элементов каждой строки матрицы. Результаты отпечатать в виде столбца.

-

  1.  

B (N, N)

Вычислить сумму элементов матрицы, находящихся на главной диагонали, над ней и под ней.

N < 12

  1.  

C (К,К)

Записать на место отрицательных элементов матрицы нули и вывести ее на печать в общепринятом виде

К < 10

  1.  

D(10,10)

Записать на место отрицательных элементов матрицы нули, а на место положительных – единицы и вывести ее на печать в общепринятом виде

-

  1.  

В(20,10)

Найти в каждой строке матрицы максимальный элемент и вывести результаты в столбец

-

  1.  

В(20,10)

Найти в каждой строке матрицы минимальный элемент и вывести результаты в столбец

-

  1.  

А(10,10)

Для целочисленной матрицы найти для каждой строки число элементов, кратных пяти

-

  1.  

A(К,К)

Найти наибольший и наименьший элементы матрицы и поменять их местами

К < 10

  1.  

X(20,10)

Найти строку с наибольшей и наименьшей суммой элементов. Вывести на экран найденные строки и суммы их элементов

-

  1. 2. Проверить правильность ввода программы и при необходимости скорректировать ее.
  2. 3. Оформить лабораторную работу на листах А4 по следующим пунктам:
  • Тема лабораторной работы;
  • Цель лабораторной работы;
  • Задание, соответствующее варианту;
  • Алгоритм решения в соответствии с заданием;
  • Описание работы программы;
  • Листинг программы;
  • Вывод.

Контрольные вопросы

  1. Указать основные правила организации вложенных циклов.
  2. Указать способы выхода из внутреннего цикла.
  3. Как описать двумерный массив?
  4. Как организовать вывод матрицы в общепринятом виде?
  5. Как организовать ввод матрицы размером N х M элементов?

 

Аналитика сайта

  • 0
    Сегодня
  • 36
    Вчера
  • 418
    Неделя
  • 1084
    Месяц
  • 5612
    За все время