МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации промежуточной и итоговой аттестации в организациях высшего и (или) послевузовского образования в период пандемии короновирусной инфекции COVID-19

  1. Общие положения
  2. Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе Закона Республики Казахстан «Об образовании», Типовых правил деятель-ности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования (далее — ОВПО), Правил ор-ганизации учебного процесса по кредитной технологии обучения, ГОСО высшего и послевузовского образования, приказа Министерства образова-ния и науки Республики Казахстан от 1 апреля 2020 г. № 123 «Об усилении мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции COVID-19» в организациях образования в период пандемии» и рекомендаций ЮНЕСКО по организации дистанционного обучения.
  3. В соответствии с протоколом Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Казахстан по нераспространению коронови-русной инфекции от 12 марта 2020 г., ОВПО обеспечивает реализацию образовательных программ в дистанционном формате.
  4. ОВПО обеспечивает обучающихся и педагогов доступом к дистан-ционным образовательным технологиям, включая, но, не ограничиваясь, системами управления обучением (LMS), цифровыми репозиториями, си-стемами для проведения онлайн занятий, системами выполнения и сдачи заданий в электронном виде, проверки работ обучающихся на заимство-вания. Выбор технических средств дистанционного обучения определяется ОВПО самостоятельно.
  5. ОВПО обеспечивает наполнение LMS и других применяемых тех-нологий материалами дисциплин (силлабусы, задания для обучающихся, литература, видеолекции, справочная информация), своевременную про-верку работ обучающихся и проведение онлайн занятий.
  6. ОВПО разрабатывает и предоставляет обучающимся и педагогам доступ к инструкциям пользования дистанционными образовательными технологиями и к академической политике, включая политику оценивания, промежуточной и итоговой аттестации, на сайте (веб-странице) ОВПО.
  7. ОВПО обеспечивает своевременную техническую поддержку об-разовательного процесса, в том числе возможность использования асин-хронных и гибких подходов в целях учета положения обучающихся нахо-дящихся в ситуациях, ограничивающих их синхронное участие в онлайн обучении.
  8. ОВПО рекомендуется принять меры по обеспечению дистанцион-ным технологиями обучающихся с ограниченными возможностями и из социально-уязвимых слоев населения. ОВПО рекомендуется предоставить такой категории обучающихся технических средств ОВПО во временное безвозмедное пользование на период пандемии.
  9. ОВПО может привлечь психологов и других специалистов для поддержки обучающихся и педагогов во время дистанционного обучения.
  10. ОВПО следует оценивать уровень безопасности при загрузке дан-ных или образовательных ресурсов в веб-пространствах, а также при пе-редаче их другим организациям или частным лицам. ОВПО обеспечивает, чтобы использование приложений и платформ не нарушало конфиденци-альность данных обучающихся и педагогов.
  11. Порядок проведения промежуточной аттестации
  12. Порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежу-точной и итоговой аттестации обучающихся определяются ОВПО, в соот-ветствии с его академической политикой и политикой оценивания.
  13. ОВПО обеспечивает проведение промежуточной аттестации обу-чающихся посредством LMS и других применяемых дистанционных обра-зовательных технологий в целях оценки достижения обучающимися ре-зультатов обучения в рамках конкретной дисциплины.
  14. ОВПО самостоятельно в определении форм проведения проме-жуточной аттестации обучающихся.
  15. ОВПО рекомендуется использовать разнообразные способы оценки достижения результатов обучения обучающимися, включая, но, не ограничиваясь, проверкой письменных работ, загруженных в LMS, и дру-гие системы, устными экзаменами, проводимыми, в онлайн формате, уда-ленным тестированием, оценкой проектов, выполненных в домашних условиях, — экзаменов с «открытой книгой» (take-home open book exam).
  16. ОВПО может отменить проведение промежуточной аттестации обучающихся в случаях, когда оценка достижения обучающимся резуль-татов обучения может быть проведена на основе выставленных текущих оценок, в соответствии с программой дисциплины (силлабусом) и акаде-мической политикой ОВПО.
  17. В случаях, делающих невозможной оценку достижения обучаю-щимся результатов обучения посредством дистанционных технологий, (например, практических навыков, осваиваемых в лабораторных и иных условиях непосредственно в ОВПО и (или) на практической базе), дисци-плина переносится на следующий учебный год или промежуточная атте-стация переносится на более поздний срок, не превышающий 20 сентября 2020 г., а обучающемуся выставляется оценка «не завершено» («I»). В случае если обучающийся не пройдет промежуточную аттестацию в ука-занный срок, обучающемуся выставляется оценка «неудовлетворительно» («F»).
  18. Обучающемуся может быть также выставлена оценка «I» в случа-ях, когда он выполнил все требования, предъявляемые программой обуче-ния (силлабусом), но не приступил к промежуточной аттестации в виду от-сутствия достаточных технических средств и (или) отсутствия или ограни-ченного доступа к сети Интернет. В этих случаях также обучающийся про-ходит промежуточную аттестацию в срок до 20 сентября 2020 г. В случае если обучающийся не пройдет промежуточную аттестацию в указанный срок, обучающемуся выставляется оценка «неудовлетворительно».
  19. По решению ОВПО промежуточная аттестация по отдельным дисциплинам может быть перенесена на летний семестр.
  20. Общий порядок проведения итоговой аттестации
  21. Освоение образовательной программы завершается итоговой ат-тестации, которая состоит из подготовки и защиты дипломной работы (проекта) и сдачи комплексного экзамена.
  22. Целью итоговой аттестации является оценка результатов обуче-ния и ключевых компетенций, достигнутых по завершению изучения обра-зовательной программы высшего и (или) послевузовского образования.
  23. Для проведения итоговой аттестации в ОВПО создается аттеста-ционная комиссия (далее — комиссия), которая проводит свои заседания с применением дистанционных технологий. ОВПО самостоятельно в опре-делении технических средств, посредством которых проводятся заседания комиссии.
  24. В компетенцию комиссии входят:
    1) оценка достижения обучающимися результатов обучения образо-вательных программ;
    2) присуждение выпускнику степени бакалавра, магистра по соответ-ствующей образовательной программе;
    3) разработка предложений, направленных на дальнейшее совершен-ствование образовательных программ.
  25. Рекомендуемая продолжительность заседания аттестационной комиссии до 5 часов в день.
  26. Обучающийся, не явившийся на итоговую аттестацию по уважи-тельной причине, пишет электронное заявление в произвольной форме на имя председателя комиссии, представляет подтверждение уважительности причины, и по его разрешению проходит процедуру итоговой аттестации в другой день заседания комиссии. День повторного заседания определя-ется комиссией.
  27. Обучающемуся может быть представлено другое время прохож-дения итоговой аттестации, если во время защиты имела место техническая неполадка, делающая невозможной аттестацию. В этом случае, техниче-ский секретарь оформляет электронный акт технической неполадки и в тот же день направляет копию акта всем членам комиссии.
  28. В случаях, делающих невозможной проведение итоговой аттеста-ции посредством дистанционных технологий (например, при необходимо-сти проведения аттестации на практической базе), итоговая аттестация пе-реносится на летний период или на сентябрь 2020 г. В этих случаях, оцен-ка достижения обучающимися результатов обучения также может произ-водиться путем выставления оценки, накопленной по итогам промежуточ-ной аттестации по базовым дисциплинам.
  29. По заявлению обучающегося итоговая аттестация может быть пе-ренесена ОВПО на летний период или на сентябрь 2020 г.
  30. Повторная сдача комплексного экзамена или защита дипломной работы (проекта), магистерской диссертации (проекта) с целью повышения положительной оценки не допускается.
  31. Пересдача комплексного экзамена, а также повторная защита ди-пломной работы (проекта), магистерской диссертации лицам, получившим оценку «неудовлетворительно», в данный период итоговой аттестации не разрешается.
  32. Подготовка и защита дипломной работы (проекта)
  33. Подготовка дипломной работы (проекта) осуществляются обу-чающимся под руководством научного руководителя, который взаимодей-ствует с обучающимся посредством доступных информационно-коммуникационных технологий.
  34. Подготовленная дипломная работа (проект) загружается обуча-ющимся в систему обнаружений заимствований и подлежит проверке научным руководителем и (или) ответственным сотрудником ОВПО на предмет нелегального заимствования.
  35. Защита дипломной работы (проекта) проводится в онлайн фор-мате с использованием дистанционных образовательных технологий. Вре-мя проведения защиты дипломной работы (проекта) определяется ОВПО и своевременно доводится до сведения обучающихся.
  36. Во время дипломной работы (проекта) обучающийся демонстри-рует презентацию через режим демонстрации экрана, делает доклад (вы-ступление) перед камерой членам комиссии и отвечает на устные вопросы членов комиссии. В случае возникновения технических проблем, обучаю-щемся задаются письменные вопросы. В таком случае вопросы членов ко-миссии озвучивает технический секретарь. Обучающийся отвечает устно или письменно.
  37. В случае прерывания процесса защиты дипломной работы (про-екта) обучающийся немедленно обращается к техническому секретарю с ходатайством о его продолжении. Комиссия принимает решение о возоб-новлении или прекращении защиты.
  38. На выступление (доклад) обучающемуся отводится не более 7-10 минут.
  39. Общее время на защиту одного обучающегося, включая устное выступление и ответы на вопросы комиссии, составляет не более 15 минут.
  40. По результатам защиты комиссия выставляет оценку обучающе-муся, согласно настоящих рекомендаций.
  41. Сдача комплексного экзамена
  42. Форма проведения комплексного экзамена определяется ОВПО самостоятельно.
  43. ОВПО рекомендуется использовать разнообразные формы ком-плексного экзамена, включая, но, не ограничиваясь, проверкой письмен-ных работ, загруженных в LMS, и другие системы, устными экзаменами, проводимыми, в онлайн формате, удаленным тестированием, оценкой про-ектов, выполненных в домашних условиях, — экзаменов с «открытой кни-гой» («take-home open book exam»).
  44. В случае проведения письменного экзамена ОВПО загружает за-дание в LMS или другие системы, используемые ОВПО, и предоставляет время для ответа на вопросы и (или) решение письменной задачи (кейса), которое должно составлять не менее 2-х часов.
  45. Комплексный экзамен в устной форме проводится в онлайн ре-жиме с предоставлением обучающемуся возможности ответа на вопросы комиссии посредством микрофона непосредственно перед камерой исполь-зуемого технического устройства.
  46. В случае возникновения технических проблем, обучающемся за-даются письменные вопросы. В таком случае вопросы членов комиссии озвучивает технический секретарь. Обучающийся отвечает устно или письменно.
  47. В случае прерывания процесса комплексного экзамена обучаю-щийся немедленно обращается к техническому секретарю с ходатайством о его продолжении. Комиссия принимает решение о возобновлении или пре-кращении комплексного экзамена.
  48. ОВПО может заменить проведение комплексного экзамена сум-мативным оцениванием на основе выставленных оценок по базовым дис-циплинам, в случае, когда проведение итоговой аттестации в форме ком-плексного экзамена не представляется возможной.
  49. Прокторинг и соблюдение академической честности
  50. Идентификация личности сдающего осуществляется за 30 минут до начала итоговой аттестации обучающегося.
  51. Технический секретарь идентифицирует личность сдающего по копии заранее полученного удостоверения личности либо другого доку-мента, удостоверяющего личность сдающего с видеоизображением обуча-ющегося.
  52. Обучающийся должен иметь при себе оригинал документа, удо-стоверяющий личность. Идентификация председателя и членов комиссии выполняется аналогично заведующим кафедры (деканом).
  53. Подготовка домашнего помещения осуществляется до начала процедуры итоговой аттестации. Сдающий находится один в помещении. Электронные устройства, кроме используемых непосредственно для ито-говой аттестации, должны отсутствовать.
  54. Обучающийся в онлайн режиме показывает помещение, в кото-ром он находится во время итоговой аттестации. В случае обнаружения посторонних предметов обучающийся выносит их из помещения. При от-казе защита прекращается, комиссия своим решением приостанавливает или прекращает итоговую аттестацию.
  55. Обучающийся входит со своим логином и паролем в LMS или иную систему дистанционного обучения, обеспечивающего контроль за процессом проведения итоговой аттестации.
  56. Рекомендуется использовать лицензионные системы прокторинга.
  57. В случае отсутствия систем прокторинга или технической невоз-можности их использования ОВПО назначает проктора, который осу-ществляет контроль за самостоятельной прохождением обучающимся ито-говой аттестации.
  58. Во время проведения итоговой аттестации ведется видеозапись.
  59. Во время итоговой аттестации обучающийся не должен покидать зону видимости веб-камеры.
  60. Обучающемуся запрещено привлекать третьих лиц и (или) предоставлять доступ к электронным устройствам посторонним лицам во время экзамена.
  61. В случае нарушения обучающимся и (или) членом комиссии принципов академической честности во время проведения итоговой атте-стации принимаются меры, в соответствии с академической политикой ОВПО.
  62. Порядок оценивания во время итоговой аттестации
  63. Оценка выставляется комиссией с использованием Google фор-мы или других подобных форм.
  64. Google форма создается на каждого обучающегося и дает воз-можность членам комиссии один раз выбрать оценку для обучающегося.
  65. Подробная инструкция по использованию Google формы для выставления оценки доступна по ссылке: https://youtu.be/qRjEuiDARFE.
  66. Процедура голосования по присуждению степени может осу-ществляться тайно или посредством коллегиального обсуждения с уча-стием всех членов комиссии.
  67. Технический секретарь ведет и фиксирует подсчет голосов чле-нов комиссии. Голосование по присуждению степени осуществляется с использованием Google формы или других подобных форм.
  68. Объявление результатов итоговой аттестации
  69. После завершения процедуры комплексного экзамена и защиты дипломной работы (проекта) происходит оглашение результатов итоговой аттестации.
  70. На основе результатов голосования членов комиссии составляет-ся протокол, который подписывается председателем и техническим секре-тарем комиссии. При этом технический секретарь сохраняет сведения о ре-зультатах голосования, а электронная версия протокола направляется всем членам комиссии.
  71. Председатель комиссии готовит отчет об итоговой аттестации обучающихся.
  72. Апелляция на результаты итоговой аттестации
  73. ОВПО предоставляет разумный срок для подачи обучающимися заявлений на апелляцию, который должен составлять не менее 2-х рабочих дней со дня объявления результатов промежуточной аттестации.
  74. Для проведения апелляции приказом руководителя ОВПО созда-ется апелляционная комиссия, состоящая из нечетного количества членов. Не допускается включение в состав апелляционной комиссии членов атте-стационной комиссии и (или) административных сотрудников ОВПО.
  75. Апелляционная комиссия проводит онлайн заседания в течение 2-х рабочих дней со дня поступления заявления обучающегося.
  76. Результаты апелляции доводятся до сведения заявителя в течение одного рабочего дня.
  77. Ответственность участников
    промежуточной и итоговой аттестации
  78. Руководитель ОВПО:
  • обеспечивает информирование обучающихся, педагогов и других участников о принимаемых мерах, в том числе через доступные каналы связи, интернет-ресурсы организации;
  • создает условия для организации промежуточной и итоговой аттестации с применением информационно-коммуникационных технологий;
  • осуществляет обратную связь с педагогами, обучающимися и их родителями;
  • организует работу педагогов и других работников организации;
  • несет ответственность за организацию промежуточной и итоговой аттестации на основе настоящих рекомендаций.
  1. Первые проректоры и проректоры по академическим вопросам:
  • организуют разработку мероприятий, направленных на проведение промежуточной и итоговой аттестаций обучающихся на основе настоящих рекомендаций;
  • осуществляют информирование всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов и иных работников) об организации работы и результатах промежуточной и итоговой аттестации;
  • осуществляют методологическое сопровождение и контроль процесса проведения промежуточной и итоговой аттестации с применением дистанционных технологий.
  1. Деканы и заведующие кафедр:
    • обеспечивают проведение промежуточной и итоговой аттестации в дистанционном формате согласно расписанию;
  • обеспечивают своевременное выставление оценок по итогам промежуточной и итоговой аттестации;
  • своевременно информируют обучающихся, председателя и членов комиссии о дате, времени и порядке проведения итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий, способе выхода на связь для его проведения;
  • обеспечивают проверку документов и организацию допуска к защите;
  • предоставляют списки обучающихся для итоговой аттестации;
  • проводят вебинар инструктаж с обучающимися о порядке проведения комплексного экзамена, защиты, продолжительности (регламент), о видеозаписи итоговой аттестации;
  • обеспечивают регистрацию членов комиссии в LMS или другой системе, используемой ОВПО;
  • обеспечивают членов комиссии необходимыми материалами и доступом к дистанционным образовательным технологиям;
  • обеспечивает сохранность видеозаписи итоговой аттестации.
  1. Члены аттестационной комиссии:
  • оценивают достижение обучающимися результатов обучения образовательных программ;
  • присуждают выпускнику степени бакалавра, магистра по соответствующей образовательной программе;
  • разрабатывают предложения, направленных на дальнейшее совершенствование образовательных программ;
  • соблюдают принципы академической честности.
  1. Технический секретарь:
  • проводит подготовку к проведению комплексного экзамена и защиты дипломной работы (проекта) с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • заблаговременно организует вебинар-инструктаж для обучающихся и членов аттестационной комиссии по работе с выбранной системой прохождения итоговой аттестации;
  • своевременно тестирует подключение на соответствие техническим и программным требованиям для сдачи итоговой аттестации;
  • организует онлайн голосование членов аттестационной комиссии;
  • по результатам итоговой аттестации заполняет электронные ведомости;
  • ведет видеозапись итоговой аттестации;
  • соблюдает принципы академической честности.
  1. Обучающийся:
    • находится на ежедневной связи с педагогами, научным руководителем и техническим секретарем комиссии;
  • знакомится с расписанием и порядком проведения промежуточной и итоговой аттестации через доступные каналы связи;
  • предоставляет на корпоративную почту технического секретаря все необходимые документы для допуска к защите;
  • соблюдает принципы академической честности.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Jaıaý Musa atyndaǵy Aqsý joǵary kópsalaly koleji