1. Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений осуществляется межведомственной комиссией по профилактике правонарушений в следующих основных формах:
1) выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности субъектов профилактики правонарушений;
2) обмен информацией;
3) изучение и распространение положительного опыта;
4) проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий;
5) проведение заседаний и совещаний;
6) выпуск бюллетеней (сборников) и других информационных изданий.
- 2. Субъекты профилактики правонарушений обязаны незамедлительно информировать государственные органы о ставших им известными фактах готовящихся или совершенных правонарушений, отнесенных к компетенции этих органов.
Глава 3. Меры профилактики правонарушений
Статья 20. Система мер профилактики правонарушений
Профилактика правонарушений осуществляется посредством общих, специальных и индивидуальных мер.
Статья 21. Общие меры профилактики правонарушений
Общие меры профилактики правонарушений реализуются путем применения:
1) мер по защите социально уязвимых слоев населения;
2) организационно-управленческих мер, направленных на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохранительной деятельностью, а также на совершенствование нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения профилактики правонарушений;
3) идеологических мер, устраняющих или ограничивающих криминогенные факторы путем формирования у граждан нравственных качеств, ориентированных на общечеловеческие ценности, законопослушное поведение, нетерпимость к противоправному поведению, повышающих общую, бытовую и правовую культуру;
4) достижений науки и техники, препятствующих совершению правонарушений.
Статья 22. Исключена в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 124-V (см. стар. ред.)
Статья 23. Меры индивидуальной профилактики правонарушений
- 1. Меры индивидуальной профилактики правонарушений применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица либо ограниченного круга лиц в целях предупреждения совершения правонарушений с их стороны, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению.
- 2. Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:
1) профилактическая беседа;
2) защитное предписание;
3) представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
4) принудительные меры медицинского характера;
5) установление особых требований к поведению правонарушителя;
6) профилактический учет и контроль;
7) административное взыскание;
лишение либо ограничение родительских прав, отмена усыновления (удочерения) ребенка, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание патронатному воспитателю;
9) меры, принимаемые по приговору суда;
10) установление административного надзора;
11) превентивное ограничение свободы передвижения.
- 3. Меры индивидуальной профилактики правонарушений определяются с учетом индивидуальных особенностей лица, в отношении которого они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных им правонарушений.
- 4. Решение о применении мер индивидуальной профилактики правонарушений может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
- 5. Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних применяются с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.
- 6. Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении лиц, совершивших бытовое насилие, применяются с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан о профилактике бытового насилия.
- 7. Применение мер индивидуальной профилактики правонарушений осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
- 8. Учет мер индивидуальной профилактики правонарушений осуществляется в порядке, определяемом центральными исполнительными органами в пределах их компетенции.
Закон дополнен статьей 23-1 в соответствии с Законом РК от 13.06.17 г. № 69-VI
Статья 23-1. Меры профилактики правонарушений, принимаемые в отношении военнослужащих
- 1. Органами военного управления в отношении военнослужащих принимаются общие меры профилактики правонарушений, реализуемые путем применения мер по защите (контролю) военнослужащих, состоящих в группе риска, а также идеологических мер, исключающих криминогенные факторы, путем развития у военнослужащих нравственных качеств, ориентированных на общечеловеческие ценности, законопослушное поведение, нетерпимость к противоправному поведению, повышающих общую и правовую культуру.
- 2. Основаниями для принятия общих мер профилактики правонарушений в отношении военнослужащих являются:
1) сообщения или заявления военнослужащих и иных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
2) непосредственное обнаружение факта совершения либо попытки совершения правонарушения;
3) материалы, поступившие из государственных органов и органов местного самоуправления.
- 3. Об установлении обстоятельств правонарушений для принятия предусмотренных настоящей статьей мер профилактики правонарушений органами военного управления, а также о результатах принятых мер в течение суток сообщается ими в соответствующие органы военной полиции.
Статья 24. Основания для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений
- 1. Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений является одно из следующих обстоятельств:
1) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
2) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения либо попытки совершения правонарушения;
3) материалы, поступившие из государственных органов и органов местного самоуправления.
- 2. Заявления и сообщения о совершении правонарушения или об угрозе его совершения рассматриваются государственными органами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 25. Профилактическая беседа
- 1. Основными задачами профилактической беседы являются выявление причин и условий противоправного поведения, разъяснение социальных и правовых последствий правонарушения и убеждение в необходимости законопослушного поведения.
- 2. Профилактическая беседа проводится субъектом профилактики правонарушений, к компетенции которого относится применение мер индивидуальной профилактики правонарушений, с лицом, совершившим правонарушение, или в отношении которого имеется основание для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений.
- 3. Профилактическая беседа проводится в служебных помещениях субъектов профилактики правонарушений, а также по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте выявления правонарушения и не может продолжаться более одного часа.
- 4. Лицо, с которым проводится профилактическая беседа, предупреждается о необходимости прекращения противоправных действий.
- 5. Профилактическая беседа с несовершеннолетним проводится в присутствии его родителей, педагогов или других законных представителей.
Статья 26. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений
- 1. В случае выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, государственные органы направляют представление об их устранении руководителю или должностному лицу соответствующей организации.
- 2. Руководитель или должностное лицо соответствующей организации в месячный срок со дня получения представления обязаны предоставить в письменном виде информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в государственный орган.
Статья 27. Установление особых требований к поведению правонарушителя
- 1. Судом могут быть установлены особые требования к поведению правонарушителя в целях предупреждения совершения этим лицом новых правонарушений.
- 2. Установление особых требований к поведению правонарушителя является мерой административно-правового воздействия и применяется наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.
- 3. Установление особых требований к поведению правонарушителя влечет за собой ограничение определенных прав и возложение определенных обязанностей на лицо, совершившее административное правонарушение.
- 4. Порядок установления особых требований к поведению правонарушителя, сроки его действия, права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях определяются КодексомРеспублики Казахстан об административных правонарушениях.
- 5. Лицо, в отношении которого установлены особые требования к поведению, органами внутренних дел ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический контроль.
Статья 28. Профилактический учет и контроль
- 1. На профилактический учет ставится лицо, в отношении которого:
1) вынесено защитное предписание;
2) установлены особые требования к поведению;
Подпункт 3) дополнен в соответствии с Законом РК от 18.04.17 г. № 58-VI
3) принято решение об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы;
4) установлен административный надзор;
Подпункт 5) изложен в редакции Закона РК от 18.04.17 г. № 58-VI (см. стар. ред.)
5) применены наказание, не связанное с изоляцией от общества, или иные меры уголовно-правового воздействия;
Пункт 1 дополнен подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 18.02.14 г. № 175-V
6) принято решение об освобождении из мест лишения свободы после отбытия наказания за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления или судимого два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления.
Законами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные основания для постановки лиц на профилактический учет.
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 18.01.12 г. № 547-IV (см. стар. ред.)
- 2. Профилактический учет ведется органами внутренних дел.
- 3. Профилактический контроль заключается в систематическом наблюдении за соблюдением установленных ограничений и выполнением возложенных обязанностей лицом, состоящим на профилактическом учете. Права и обязанности этих лиц, а также порядок осуществления за ними профилактического контроля определяются законами Республики Казахстан.
- 4. Постановка на профилактический учет может быть обжалована заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 18.01.12 г. № 547-IV (см. стар. ред.)
- 5. Лицо уведомляется в письменной форме о постановке на профилактический учет органами внутренних дел в день вынесения защитного предписания либо в течение десяти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.
- 6. Профилактический контроль осуществляется в течение действия профилактического учета. По истечении срока действия установленных ограничений и выполнения возложенных обязанностей лицо снимается с профилактического учета, о чем уведомляется в письменной форме в течение трех суток.
- 7. Сведения, содержащиеся в профилактическом учете, могут быть использованы исключительно в пределах решения задач по профилактике правонарушений.
Пункт 8 изложен в редакции Закона РК от 18.01.12 г. № 547-IV (см. стар. ред.)
- 8. Ведение профилактического учета осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Республики Казахстан.
В статью 29 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.14 г. № 227-V (см. стар. ред.)
Статья 29. Превентивное ограничение свободы передвижения
- 1. Превентивное ограничение свободы передвижения является мерой индивидуальной профилактики в отношении лица, не имеющего определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, при отсутствии в его действиях признаков уголовных и административных правонарушений и невозможности установления его личности иными способами.
- 2. Превентивное ограничение свободы передвижения применяется органами внутренних дел с санкции суда и состоит из временной изоляции лица в специальном учреждении органов внутренних делна срок до тридцати суток.
- 3. Порядок и условия применения превентивного ограничения свободы передвижения, а также основания освобождения из специального учреждения органов внутренних дел определяются законодательствомРеспублики Казахстан.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений
Нарушение законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 31. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ
Астана, Акорда, 29 апреля 2010 года
№ 271-IV ЗРК