- Общие положения
- Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе Закона Республики Казахстан «Об образовании», Типовых правил деятель-ности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования (далее — ОВПО), Правил ор-ганизации учебного процесса по кредитной технологии обучения, ГОСО высшего и послевузовского образования, приказа Министерства образова-ния и науки Республики Казахстан от 1 апреля 2020 г. № 123 «Об усилении мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции COVID-19» в организациях образования в период пандемии» и рекомендаций ЮНЕСКО по организации дистанционного обучения.
- В соответствии с протоколом Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Казахстан по нераспространению коронови-русной инфекции от 12 марта 2020 г., ОВПО обеспечивает реализацию образовательных программ в дистанционном формате.
- ОВПО обеспечивает обучающихся и педагогов доступом к дистан-ционным образовательным технологиям, включая, но, не ограничиваясь, системами управления обучением (LMS), цифровыми репозиториями, си-стемами для проведения онлайн занятий, системами выполнения и сдачи заданий в электронном виде, проверки работ обучающихся на заимство-вания. Выбор технических средств дистанционного обучения определяется ОВПО самостоятельно.
- ОВПО обеспечивает наполнение LMS и других применяемых тех-нологий материалами дисциплин (силлабусы, задания для обучающихся, литература, видеолекции, справочная информация), своевременную про-верку работ обучающихся и проведение онлайн занятий.
- ОВПО разрабатывает и предоставляет обучающимся и педагогам доступ к инструкциям пользования дистанционными образовательными технологиями и к академической политике, включая политику оценивания, промежуточной и итоговой аттестации, на сайте (веб-странице) ОВПО.
- ОВПО обеспечивает своевременную техническую поддержку об-разовательного процесса, в том числе возможность использования асин-хронных и гибких подходов в целях учета положения обучающихся нахо-дящихся в ситуациях, ограничивающих их синхронное участие в онлайн обучении.
- ОВПО рекомендуется принять меры по обеспечению дистанцион-ным технологиями обучающихся с ограниченными возможностями и из социально-уязвимых слоев населения. ОВПО рекомендуется предоставить такой категории обучающихся технических средств ОВПО во временное безвозмедное пользование на период пандемии.
- ОВПО может привлечь психологов и других специалистов для поддержки обучающихся и педагогов во время дистанционного обучения.
- ОВПО следует оценивать уровень безопасности при загрузке дан-ных или образовательных ресурсов в веб-пространствах, а также при пе-редаче их другим организациям или частным лицам. ОВПО обеспечивает, чтобы использование приложений и платформ не нарушало конфиденци-альность данных обучающихся и педагогов.
- Порядок проведения промежуточной аттестации
- Порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежу-точной и итоговой аттестации обучающихся определяются ОВПО, в соот-ветствии с его академической политикой и политикой оценивания.
- ОВПО обеспечивает проведение промежуточной аттестации обу-чающихся посредством LMS и других применяемых дистанционных обра-зовательных технологий в целях оценки достижения обучающимися ре-зультатов обучения в рамках конкретной дисциплины.
- ОВПО самостоятельно в определении форм проведения проме-жуточной аттестации обучающихся.
- ОВПО рекомендуется использовать разнообразные способы оценки достижения результатов обучения обучающимися, включая, но, не ограничиваясь, проверкой письменных работ, загруженных в LMS, и дру-гие системы, устными экзаменами, проводимыми, в онлайн формате, уда-ленным тестированием, оценкой проектов, выполненных в домашних условиях, — экзаменов с «открытой книгой» (take-home open book exam).
- ОВПО может отменить проведение промежуточной аттестации обучающихся в случаях, когда оценка достижения обучающимся резуль-татов обучения может быть проведена на основе выставленных текущих оценок, в соответствии с программой дисциплины (силлабусом) и акаде-мической политикой ОВПО.
- В случаях, делающих невозможной оценку достижения обучаю-щимся результатов обучения посредством дистанционных технологий, (например, практических навыков, осваиваемых в лабораторных и иных условиях непосредственно в ОВПО и (или) на практической базе), дисци-плина переносится на следующий учебный год или промежуточная атте-стация переносится на более поздний срок, не превышающий 20 сентября 2020 г., а обучающемуся выставляется оценка «не завершено» («I»). В случае если обучающийся не пройдет промежуточную аттестацию в ука-занный срок, обучающемуся выставляется оценка «неудовлетворительно» («F»).
- Обучающемуся может быть также выставлена оценка «I» в случа-ях, когда он выполнил все требования, предъявляемые программой обуче-ния (силлабусом), но не приступил к промежуточной аттестации в виду от-сутствия достаточных технических средств и (или) отсутствия или ограни-ченного доступа к сети Интернет. В этих случаях также обучающийся про-ходит промежуточную аттестацию в срок до 20 сентября 2020 г. В случае если обучающийся не пройдет промежуточную аттестацию в указанный срок, обучающемуся выставляется оценка «неудовлетворительно».
- По решению ОВПО промежуточная аттестация по отдельным дисциплинам может быть перенесена на летний семестр.
- Общий порядок проведения итоговой аттестации
- Освоение образовательной программы завершается итоговой ат-тестации, которая состоит из подготовки и защиты дипломной работы (проекта) и сдачи комплексного экзамена.
- Целью итоговой аттестации является оценка результатов обуче-ния и ключевых компетенций, достигнутых по завершению изучения обра-зовательной программы высшего и (или) послевузовского образования.
- Для проведения итоговой аттестации в ОВПО создается аттеста-ционная комиссия (далее — комиссия), которая проводит свои заседания с применением дистанционных технологий. ОВПО самостоятельно в опре-делении технических средств, посредством которых проводятся заседания комиссии.
- В компетенцию комиссии входят:
1) оценка достижения обучающимися результатов обучения образо-вательных программ;
2) присуждение выпускнику степени бакалавра, магистра по соответ-ствующей образовательной программе;
3) разработка предложений, направленных на дальнейшее совершен-ствование образовательных программ. - Рекомендуемая продолжительность заседания аттестационной комиссии до 5 часов в день.
- Обучающийся, не явившийся на итоговую аттестацию по уважи-тельной причине, пишет электронное заявление в произвольной форме на имя председателя комиссии, представляет подтверждение уважительности причины, и по его разрешению проходит процедуру итоговой аттестации в другой день заседания комиссии. День повторного заседания определя-ется комиссией.
- Обучающемуся может быть представлено другое время прохож-дения итоговой аттестации, если во время защиты имела место техническая неполадка, делающая невозможной аттестацию. В этом случае, техниче-ский секретарь оформляет электронный акт технической неполадки и в тот же день направляет копию акта всем членам комиссии.
- В случаях, делающих невозможной проведение итоговой аттеста-ции посредством дистанционных технологий (например, при необходимо-сти проведения аттестации на практической базе), итоговая аттестация пе-реносится на летний период или на сентябрь 2020 г. В этих случаях, оцен-ка достижения обучающимися результатов обучения также может произ-водиться путем выставления оценки, накопленной по итогам промежуточ-ной аттестации по базовым дисциплинам.
- По заявлению обучающегося итоговая аттестация может быть пе-ренесена ОВПО на летний период или на сентябрь 2020 г.
- Повторная сдача комплексного экзамена или защита дипломной работы (проекта), магистерской диссертации (проекта) с целью повышения положительной оценки не допускается.
- Пересдача комплексного экзамена, а также повторная защита ди-пломной работы (проекта), магистерской диссертации лицам, получившим оценку «неудовлетворительно», в данный период итоговой аттестации не разрешается.
- Подготовка и защита дипломной работы (проекта)
- Подготовка дипломной работы (проекта) осуществляются обу-чающимся под руководством научного руководителя, который взаимодей-ствует с обучающимся посредством доступных информационно-коммуникационных технологий.
- Подготовленная дипломная работа (проект) загружается обуча-ющимся в систему обнаружений заимствований и подлежит проверке научным руководителем и (или) ответственным сотрудником ОВПО на предмет нелегального заимствования.
- Защита дипломной работы (проекта) проводится в онлайн фор-мате с использованием дистанционных образовательных технологий. Вре-мя проведения защиты дипломной работы (проекта) определяется ОВПО и своевременно доводится до сведения обучающихся.
- Во время дипломной работы (проекта) обучающийся демонстри-рует презентацию через режим демонстрации экрана, делает доклад (вы-ступление) перед камерой членам комиссии и отвечает на устные вопросы членов комиссии. В случае возникновения технических проблем, обучаю-щемся задаются письменные вопросы. В таком случае вопросы членов ко-миссии озвучивает технический секретарь. Обучающийся отвечает устно или письменно.
- В случае прерывания процесса защиты дипломной работы (про-екта) обучающийся немедленно обращается к техническому секретарю с ходатайством о его продолжении. Комиссия принимает решение о возоб-новлении или прекращении защиты.
- На выступление (доклад) обучающемуся отводится не более 7-10 минут.
- Общее время на защиту одного обучающегося, включая устное выступление и ответы на вопросы комиссии, составляет не более 15 минут.
- По результатам защиты комиссия выставляет оценку обучающе-муся, согласно настоящих рекомендаций.
- Сдача комплексного экзамена
- Форма проведения комплексного экзамена определяется ОВПО самостоятельно.
- ОВПО рекомендуется использовать разнообразные формы ком-плексного экзамена, включая, но, не ограничиваясь, проверкой письмен-ных работ, загруженных в LMS, и другие системы, устными экзаменами, проводимыми, в онлайн формате, удаленным тестированием, оценкой про-ектов, выполненных в домашних условиях, — экзаменов с «открытой кни-гой» («take-home open book exam»).
- В случае проведения письменного экзамена ОВПО загружает за-дание в LMS или другие системы, используемые ОВПО, и предоставляет время для ответа на вопросы и (или) решение письменной задачи (кейса), которое должно составлять не менее 2-х часов.
- Комплексный экзамен в устной форме проводится в онлайн ре-жиме с предоставлением обучающемуся возможности ответа на вопросы комиссии посредством микрофона непосредственно перед камерой исполь-зуемого технического устройства.
- В случае возникновения технических проблем, обучающемся за-даются письменные вопросы. В таком случае вопросы членов комиссии озвучивает технический секретарь. Обучающийся отвечает устно или письменно.
- В случае прерывания процесса комплексного экзамена обучаю-щийся немедленно обращается к техническому секретарю с ходатайством о его продолжении. Комиссия принимает решение о возобновлении или пре-кращении комплексного экзамена.
- ОВПО может заменить проведение комплексного экзамена сум-мативным оцениванием на основе выставленных оценок по базовым дис-циплинам, в случае, когда проведение итоговой аттестации в форме ком-плексного экзамена не представляется возможной.
- Прокторинг и соблюдение академической честности
- Идентификация личности сдающего осуществляется за 30 минут до начала итоговой аттестации обучающегося.
- Технический секретарь идентифицирует личность сдающего по копии заранее полученного удостоверения личности либо другого доку-мента, удостоверяющего личность сдающего с видеоизображением обуча-ющегося.
- Обучающийся должен иметь при себе оригинал документа, удо-стоверяющий личность. Идентификация председателя и членов комиссии выполняется аналогично заведующим кафедры (деканом).
- Подготовка домашнего помещения осуществляется до начала процедуры итоговой аттестации. Сдающий находится один в помещении. Электронные устройства, кроме используемых непосредственно для ито-говой аттестации, должны отсутствовать.
- Обучающийся в онлайн режиме показывает помещение, в кото-ром он находится во время итоговой аттестации. В случае обнаружения посторонних предметов обучающийся выносит их из помещения. При от-казе защита прекращается, комиссия своим решением приостанавливает или прекращает итоговую аттестацию.
- Обучающийся входит со своим логином и паролем в LMS или иную систему дистанционного обучения, обеспечивающего контроль за процессом проведения итоговой аттестации.
- Рекомендуется использовать лицензионные системы прокторинга.
- В случае отсутствия систем прокторинга или технической невоз-можности их использования ОВПО назначает проктора, который осу-ществляет контроль за самостоятельной прохождением обучающимся ито-говой аттестации.
- Во время проведения итоговой аттестации ведется видеозапись.
- Во время итоговой аттестации обучающийся не должен покидать зону видимости веб-камеры.
- Обучающемуся запрещено привлекать третьих лиц и (или) предоставлять доступ к электронным устройствам посторонним лицам во время экзамена.
- В случае нарушения обучающимся и (или) членом комиссии принципов академической честности во время проведения итоговой атте-стации принимаются меры, в соответствии с академической политикой ОВПО.
- Порядок оценивания во время итоговой аттестации
- Оценка выставляется комиссией с использованием Google фор-мы или других подобных форм.
- Google форма создается на каждого обучающегося и дает воз-можность членам комиссии один раз выбрать оценку для обучающегося.
- Подробная инструкция по использованию Google формы для выставления оценки доступна по ссылке: https://youtu.be/qRjEuiDARFE.
- Процедура голосования по присуждению степени может осу-ществляться тайно или посредством коллегиального обсуждения с уча-стием всех членов комиссии.
- Технический секретарь ведет и фиксирует подсчет голосов чле-нов комиссии. Голосование по присуждению степени осуществляется с использованием Google формы или других подобных форм.
- Объявление результатов итоговой аттестации
- После завершения процедуры комплексного экзамена и защиты дипломной работы (проекта) происходит оглашение результатов итоговой аттестации.
- На основе результатов голосования членов комиссии составляет-ся протокол, который подписывается председателем и техническим секре-тарем комиссии. При этом технический секретарь сохраняет сведения о ре-зультатах голосования, а электронная версия протокола направляется всем членам комиссии.
- Председатель комиссии готовит отчет об итоговой аттестации обучающихся.
- Апелляция на результаты итоговой аттестации
- ОВПО предоставляет разумный срок для подачи обучающимися заявлений на апелляцию, который должен составлять не менее 2-х рабочих дней со дня объявления результатов промежуточной аттестации.
- Для проведения апелляции приказом руководителя ОВПО созда-ется апелляционная комиссия, состоящая из нечетного количества членов. Не допускается включение в состав апелляционной комиссии членов атте-стационной комиссии и (или) административных сотрудников ОВПО.
- Апелляционная комиссия проводит онлайн заседания в течение 2-х рабочих дней со дня поступления заявления обучающегося.
- Результаты апелляции доводятся до сведения заявителя в течение одного рабочего дня.
- Ответственность участников
промежуточной и итоговой аттестации - Руководитель ОВПО:
- обеспечивает информирование обучающихся, педагогов и других участников о принимаемых мерах, в том числе через доступные каналы связи, интернет-ресурсы организации;
- создает условия для организации промежуточной и итоговой аттестации с применением информационно-коммуникационных технологий;
- осуществляет обратную связь с педагогами, обучающимися и их родителями;
- организует работу педагогов и других работников организации;
- несет ответственность за организацию промежуточной и итоговой аттестации на основе настоящих рекомендаций.
- Первые проректоры и проректоры по академическим вопросам:
- организуют разработку мероприятий, направленных на проведение промежуточной и итоговой аттестаций обучающихся на основе настоящих рекомендаций;
- осуществляют информирование всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов и иных работников) об организации работы и результатах промежуточной и итоговой аттестации;
- осуществляют методологическое сопровождение и контроль процесса проведения промежуточной и итоговой аттестации с применением дистанционных технологий.
- Деканы и заведующие кафедр:
- обеспечивают проведение промежуточной и итоговой аттестации в дистанционном формате согласно расписанию;
- обеспечивают своевременное выставление оценок по итогам промежуточной и итоговой аттестации;
- своевременно информируют обучающихся, председателя и членов комиссии о дате, времени и порядке проведения итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий, способе выхода на связь для его проведения;
- обеспечивают проверку документов и организацию допуска к защите;
- предоставляют списки обучающихся для итоговой аттестации;
- проводят вебинар инструктаж с обучающимися о порядке проведения комплексного экзамена, защиты, продолжительности (регламент), о видеозаписи итоговой аттестации;
- обеспечивают регистрацию членов комиссии в LMS или другой системе, используемой ОВПО;
- обеспечивают членов комиссии необходимыми материалами и доступом к дистанционным образовательным технологиям;
- обеспечивает сохранность видеозаписи итоговой аттестации.
- Члены аттестационной комиссии:
- оценивают достижение обучающимися результатов обучения образовательных программ;
- присуждают выпускнику степени бакалавра, магистра по соответствующей образовательной программе;
- разрабатывают предложения, направленных на дальнейшее совершенствование образовательных программ;
- соблюдают принципы академической честности.
- Технический секретарь:
- проводит подготовку к проведению комплексного экзамена и защиты дипломной работы (проекта) с использованием дистанционных образовательных технологий;
- заблаговременно организует вебинар-инструктаж для обучающихся и членов аттестационной комиссии по работе с выбранной системой прохождения итоговой аттестации;
- своевременно тестирует подключение на соответствие техническим и программным требованиям для сдачи итоговой аттестации;
- организует онлайн голосование членов аттестационной комиссии;
- по результатам итоговой аттестации заполняет электронные ведомости;
- ведет видеозапись итоговой аттестации;
- соблюдает принципы академической честности.
- Обучающийся:
- находится на ежедневной связи с педагогами, научным руководителем и техническим секретарем комиссии;
- знакомится с расписанием и порядком проведения промежуточной и итоговой аттестации через доступные каналы связи;
- предоставляет на корпоративную почту технического секретаря все необходимые документы для допуска к защите;
- соблюдает принципы академической честности.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: