ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О профилактике правонарушений


  1. 1. Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений осуществляется межведомственной комиссией по профилактике правонарушений в следующих основных формах:

1) выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности субъектов профилактики правонарушений;

2) обмен информацией;

3) изучение и распространение положительного опыта;

4) проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий;

5) проведение заседаний и совещаний;

6) выпуск бюллетеней (сборников) и других информационных изданий.

  1. 2. Субъекты профилактики правонарушений обязаны незамедлительно информировать государственные органы о ставших им известными фактах готовящихся или совершенных правонарушений, отнесенных к компетенции этих органов.

Глава 3. Меры профилактики правонарушений

Статья 20. Система мер профилактики правонарушений

Профилактика правонарушений осуществляется посредством общих, специальных и индивидуальных мер.

Статья 21. Общие меры профилактики правонарушений

Общие меры профилактики правонарушений реализуются путем применения:

1) мер по защите социально уязвимых слоев населения;

2) организационно-управленческих мер, направленных на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохранительной деятельностью, а также на совершенствование нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения профилактики правонарушений;

3) идеологических мер, устраняющих или ограничивающих криминогенные факторы путем формирования у граждан нравственных качеств, ориентированных на общечеловеческие ценности, законопослушное поведение, нетерпимость к противоправному поведению, повышающих общую, бытовую и правовую культуру;

4) достижений науки и техники, препятствующих совершению правонарушений.

Статья 22. Исключена в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 124-V (см. стар. ред.)

Статья 23. Меры индивидуальной профилактики правонарушений

  1. 1. Меры индивидуальной профилактики правонарушений применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица либо ограниченного круга лиц в целях предупреждения совершения правонарушений с их стороны, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению.
  2. 2. Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

1) профилактическая беседа;

2) защитное предписание;

3) представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

4) принудительные меры медицинского характера;

5) установление особых требований к поведению правонарушителя;

6) профилактический учет и контроль;

7) административное взыскание;

8) лишение либо ограничение родительских прав, отмена усыновления (удочерения) ребенка, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание патронатному воспитателю;

9) меры, принимаемые по приговору суда;

10) установление административного надзора;

11) превентивное ограничение свободы передвижения.

  1. 3. Меры индивидуальной профилактики правонарушений определяются с учетом индивидуальных особенностей лица, в отношении которого они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных им правонарушений.
  2. 4. Решение о применении мер индивидуальной профилактики правонарушений может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
  3. 5. Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних применяются с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.
  4. 6. Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении лиц, совершивших бытовое насилие, применяются с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан о профилактике бытового насилия.
  5. 7. Применение мер индивидуальной профилактики правонарушений осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
  6. 8. Учет мер индивидуальной профилактики правонарушений осуществляется в порядке, определяемом центральными исполнительными органами в пределах их компетенции.

Закон дополнен статьей 23-1 в соответствии с Законом РК от 13.06.17 г. № 69-VI

Статья 23-1. Меры профилактики правонарушений, принимаемые в отношении военнослужащих

  1. 1. Органами военного управления в отношении военнослужащих принимаются общие меры профилактики правонарушений, реализуемые путем применения мер по защите (контролю) военнослужащих, состоящих в группе риска, а также идеологических мер, исключающих криминогенные факторы, путем развития у военнослужащих нравственных качеств, ориентированных на общечеловеческие ценности, законопослушное поведение, нетерпимость к противоправному поведению, повышающих общую и правовую культуру.
  2. 2. Основаниями для принятия общих мер профилактики правонарушений в отношении военнослужащих являются:

1) сообщения или заявления военнослужащих и иных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

2) непосредственное обнаружение факта совершения либо попытки совершения правонарушения;

3) материалы, поступившие из государственных органов и органов местного самоуправления.

  1. 3. Об установлении обстоятельств правонарушений для принятия предусмотренных настоящей статьей мер профилактики правонарушений органами военного управления, а также о результатах принятых мер в течение суток сообщается ими в соответствующие органы военной полиции.

Статья 24. Основания для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений

  1. 1. Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений является одно из следующих обстоятельств:

1) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

2) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения либо попытки совершения правонарушения;

3) материалы, поступившие из государственных органов и органов местного самоуправления.

  1. 2. Заявления и сообщения о совершении правонарушения или об угрозе его совершения рассматриваются государственными органами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 25. Профилактическая беседа

  1. 1. Основными задачами профилактической беседы являются выявление причин и условий противоправного поведения, разъяснение социальных и правовых последствий правонарушения и убеждение в необходимости законопослушного поведения.
  2. 2. Профилактическая беседа проводится субъектом профилактики правонарушений, к компетенции которого относится применение мер индивидуальной профилактики правонарушений, с лицом, совершившим правонарушение, или в отношении которого имеется основание для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений.
  3. 3. Профилактическая беседа проводится в служебных помещениях субъектов профилактики правонарушений, а также по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте выявления правонарушения и не может продолжаться более одного часа.
  4. 4. Лицо, с которым проводится профилактическая беседа, предупреждается о необходимости прекращения противоправных действий.
  5. 5. Профилактическая беседа с несовершеннолетним проводится в присутствии его родителей, педагогов или других законных представителей.

Статья 26. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений

  1. 1. В случае выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, государственные органы направляют представление об их устранении руководителю или должностному лицу соответствующей организации.
  2. 2. Руководитель или должностное лицо соответствующей организации в месячный срок со дня получения представления обязаны предоставить в письменном виде информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в государственный орган.

Статья 27. Установление особых требований к поведению правонарушителя

  1. 1. Судом могут быть установлены особые требования к поведению правонарушителя в целях предупреждения совершения этим лицом новых правонарушений.
  2. 2. Установление особых требований к поведению правонарушителя является мерой административно-правового воздействия и применяется наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.
  3. 3. Установление особых требований к поведению правонарушителя влечет за собой ограничение определенных прав и возложение определенных обязанностей на лицо, совершившее административное правонарушение.
  4. 4. Порядок установления особых требований к поведению правонарушителя, сроки его действия, права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях определяются КодексомРеспублики Казахстан об административных правонарушениях.
  5. 5. Лицо, в отношении которого установлены особые требования к поведению, органами внутренних дел ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический контроль.

Статья 28. Профилактический учет и контроль

  1. 1. На профилактический учет ставится лицо, в отношении которого:

1) вынесено защитное предписание;

2) установлены особые требования к поведению;

Подпункт 3) дополнен в соответствии с Законом РК от 18.04.17 г. № 58-VI

3) принято решение об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы;

4) установлен административный надзор;

Подпункт 5) изложен в редакции Закона РК от 18.04.17 г. № 58-VI (см. стар. ред.)

5) применены наказание, не связанное с изоляцией от общества, или иные меры уголовно-правового воздействия;

Пункт 1 дополнен подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 18.02.14 г. № 175-V

6) принято решение об освобождении из мест лишения свободы после отбытия наказания за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления или судимого два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления.

Законами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные основания для постановки лиц на профилактический учет.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 18.01.12 г. № 547-IV (см. стар. ред.)

  1. 2. Профилактический учет ведется органами внутренних дел.
  2. 3. Профилактический контроль заключается в систематическом наблюдении за соблюдением установленных ограничений и выполнением возложенных обязанностей лицом, состоящим на профилактическом учете. Права и обязанности этих лиц, а также порядок осуществления за ними профилактического контроля определяются законами Республики Казахстан.
  3. 4. Постановка на профилактический учет может быть обжалована заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 18.01.12 г. № 547-IV (см. стар. ред.)

  1. 5. Лицо уведомляется в письменной форме о постановке на профилактический учет органами внутренних дел в день вынесения защитного предписания либо в течение десяти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.
  2. 6. Профилактический контроль осуществляется в течение действия профилактического учета. По истечении срока действия установленных ограничений и выполнения возложенных обязанностей лицо снимается с профилактического учета, о чем уведомляется в письменной форме в течение трех суток.
  3. 7. Сведения, содержащиеся в профилактическом учете, могут быть использованы исключительно в пределах решения задач по профилактике правонарушений.

Пункт 8 изложен в редакции Закона РК от 18.01.12 г. № 547-IV (см. стар. ред.)

  1. 8. Ведение профилактического учета осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Республики Казахстан.

В статью 29 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.14 г. № 227-V (см. стар. ред.)

Статья 29. Превентивное ограничение свободы передвижения

  1. 1. Превентивное ограничение свободы передвижения является мерой индивидуальной профилактики в отношении лица, не имеющего определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, при отсутствии в его действиях признаков уголовных и административных правонарушений и невозможности установления его личности иными способами.
  2. 2. Превентивное ограничение свободы передвижения применяется органами внутренних дел с санкции суда и состоит из временной изоляции лица в специальном учреждении органов внутренних делна срок до тридцати суток.
  3. 3. Порядок и условия применения превентивного ограничения свободы передвижения, а также основания освобождения из специального учреждения органов внутренних дел определяются законодательствомРеспублики Казахстан.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений

Нарушение законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 31. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

Президент

Республики Казахстан

Н. НАЗАРБАЕВ

Астана, Акорда, 29 апреля 2010 года

№ 271-IV ЗРК

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Jaıaý Musa atyndaǵy Aqsý joǵary kópsalaly koleji