Требования к современному уроку
- I. Дидактические требования к современному уроку.
- 1. Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
- 2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся.
- 3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.
- 4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. Их оптимальное воздействие на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.
- 5. Реализация на уроке всех дидактических принципов.
- 6. Создание условий для успешного учения учащихся.
- II. Психологические требования к уроку:
- 1. Психологическая цель урока:
- 1. проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
- 2. учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
- 3. предусмотрениеотдельных средствпсихолого – педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
- 2. Стиль урока:
- 1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
— соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
— определение объема воспроизводящей и творческой деятельности;
— планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия) и в процессе самостоятельного поиска;
— выполнение учителем и учащимися проблемно — эвритического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
— учет контроля, анализ и оценка деятельности учащихся, осуществляемых учителем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
— соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации)
- 2. Особенности самоорганизации учителя:
— подготовленность к уроку – главное осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
— рабочее самочувствие в начале урока и в ходе его (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость);
— педагогический такт (случаи проявления);
— психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт).
- 3. Организация познавательной деятельности учащихся:
1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
— планирование путей восприятия учащимися изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
— использование установок в форме убеждения, внушения;
— планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
— использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).
2) организация деятельности мышления и воображения у учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
— определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий – обобщающих образов – «открытий», выводов);
— опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;
— планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвритического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
— руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
— использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы).
3) закрепление результатов работы:
— формирование навыков путем упражнений;
— обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
- 4. Организованность учащихся:
1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы учащихся на уроке.
- 5. Учет возрастных особенностей учащихся:
1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) проведение урока с учетом сильных и слабых учащихся;
3) дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся
III. Гигиенические требования к уроку
- температурный режим;
- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания и т.п.);
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
- своевременное и качественное проведение физкультминуток;
- соблюдение правильной рабочей позы учащихся.