Подготовка преподавателя к уроку
Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку.
1.Учет особенностей учащихся группы:
— успеваемость (слабый, сильный, неоднородный, пассивный, активный)
— отношение учащихся к предмету;
-темп работы;
— сформированность учебных умений;
— общая подготовленность учащихся;
— отношение к разным видам учебной деятельности;
— отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
— общая дисциплина учащихся.
- 2. Учет своих индивидуальных особенностей:
— тип нервной системы;
— коммуникативность;
— эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;
— управление восприятием нового учебного материала учащимися;
— умение преодолевать плохое настроение;
— уверенность в своих знаниях, умениях;
— наличие умений импровизации;
— умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
Примерное содержание разделов поурочного плана
- 1. Тема урока
1.Дидактическая цель и задачи урока.
- 2. Тип, структура урока.
- 3. Общие методы. Приемы работы учащихся
- 4. Средства наглядности. Источник информации, ТСОЛ, ИВТ.
- II. Повторение опорных знаний
- 1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в осознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
- 2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл)
- 3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
- 4. Формы контроля за работой группы, отдельных учащихся.
III. Усвоение новых знаний.
- 1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
- 2. Что должен узнать или усвоить учащийся. Познавательные учебные задачи.
- 3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
- 4. Проблемные и информационные вопросы
- 5. Варианты развития проблемы.
- 6. Варианты закрепления изученного.
- IV. Формирование умений и навыков.
1.Конкретные умения и навыки для отработки.
- 2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
- 3. Способы «обратной связи».
- 4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.
- V. Домашнее задание.
1.Что повторить и приготовить к уроку.
- 3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока.
Общие
- Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
- Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
- Просмотреть учебную программу – перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.
- Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.
- Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.
- Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить учащийся на уроке, знать и уметь после урока.
- Обозначить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке учащиеся.
- Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.
- Записать предусматриваемый ход урока в план и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.