Требование к современному уроку

Требования к современному уроку

  1. I. Дидактические требования к современному уроку.
  2. 1. Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
  3. 2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся.
  4. 3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.
  5. 4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. Их оптимальное воздействие на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.
  6. 5. Реализация на уроке всех дидактических принципов.
  7. 6. Создание условий для успешного учения учащихся.
  8. II. Психологические требования к уроку:
  9. 1. Психологическая цель урока:
  10. 1. проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  11. 2. учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  12. 3. предусмотрениеотдельных средствпсихолого – педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
  13. 2. Стиль урока:
  14. 1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

— соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

— определение объема воспроизводящей  и творческой деятельности;

— планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия) и в процессе самостоятельного поиска;

— выполнение учителем и учащимися проблемно — эвритического обучения  (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

— учет контроля, анализ и оценка  деятельности учащихся, осуществляемых учителем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

— соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации)

  1. 2. Особенности самоорганизации учителя:

— подготовленность к уроку – главное осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

— рабочее самочувствие в начале урока и в ходе его (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему  на уроке, педагогическая находчивость);

— педагогический такт (случаи проявления);

— психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт).

  1. 3. Организация познавательной деятельности учащихся:

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

— планирование путей восприятия учащимися изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

— использование установок в форме убеждения, внушения;

— планирование  условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

— использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

2) организация деятельности мышления и воображения у учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

— определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий – обобщающих образов – «открытий», выводов);

— опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

— планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвритического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация  поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

— руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

— использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели  работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы).

3) закрепление результатов работы:

— формирование навыков путем упражнений;

— обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

  1. 4. Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих  обстоятельств при определении сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы учащихся на уроке.

  1. 5. Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учащихся;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся

III. Гигиенические требования к уроку

  • температурный режим;
  • физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания и т.п.);
  • освещение;
  • предупреждение утомления и переутомления;
  • чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  • своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  • соблюдение правильной рабочей позы учащихся.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Jaıaý Musa atyndaǵy Aqsý joǵary kópsalaly koleji